Поставка некачественного товара не входит в интересы франчайзера. Он заботится о своей репутации, и партия продукции низкого качества может просто загубить бизнес. Но в коммерческих отношениях между партнёрами есть множество подводных камней. Что делать, если франчайзер поставил некачественный товар — рассмотрим в данной статье.
Добросовестный франчайзер заинтересован в защите своей торговой марки. Компания и предприниматель должны продавать товары и оказывать услуги на одном уровне. Стандартизованы инструкции, правообладатель устанавливает возможность предоставления некоторых дополнительных услуг, если это требуется. Франчайзер проверяет качество, имеет право расторгнуть договор при несоответствии качественных характеристик. Именно компания является заинтересованным лицом, поэтому должна контролировать деятельность франчайзи, т. к. в противном случае она понесёт ответственность за допущенные нарушения — вместе с предпринимателем.
Почему товар может быть некачественным:
Последняя ситуация встречается часто. Проблема в том, что мошенники убеждают предпринимателей не заключать договор под разными предлогами (включая сложность и время). В итоге франчайзи подписывают договор возмездного оказания услуг, что ведёт к провалу бизнеса и потере вложений. Также некоторые компании вводят предпринимателей в заблуждение, скрывая важные условия, невнятно описанные в договоре. В свою очередь, франчайзи всё равно платят паушальный взнос и теряют средства.
Обе стороны договора могут отказаться от него. Предварительно необходимо уведомить франчайзера за 30 дней, это же правило действует и в обратную сторону. В договоре должна быть предусмотрена возможность прекратить сотрудничество, заплатив отступные в указанном размере. Но очень часто заключенный договор не имеет ничего общего с договором концессии. Предпринимателя могут запутать таким образом, что он подпишет всё, о чём не имел малейшего понятия. Законодательство несовершенно, но в нём предусмотрена возможность признать сделку недействительной.
Делается это следующим образом:
В договорах бывает много скрытых условий и установленных обязательств, о которых не знают франчайзи. Компания может вводить в вас в заблуждение относительно самого предмета сделки, также часто приходится встречаться с незарегистрированными товарными знаками и другими нарушениями.
Но суд может посчитать, что предприниматель был неосмотрительным. Если на самом деле скрытые условия можно было распознать — сделка признаётся действительной. Поэтому при возникновении подобных ситуаций необходимо в достаточной мере обладать соответствующей доказательной базой. Признает ли судья сделку недействительной — предсказать сложно, зависит от ситуации. Решение выносится на основе субъективной оценки условий заключения договора. А само заблуждение часто не рассматривается как достаточное основание.
Количество псевдо-франшиз растёт, как минимум, 5-я часть проектов — подозрительные. Именно поэтому эксперты в области франчайзинга советуют обращаться к опытным юристам перед заключением сделки. На этом нельзя экономить: юридические услуги обойдутся недорого — по сравнению с убытками, которые вы можете понести. Даже при работе с известной сетью нужно детально изучить условия договора, ведь это единственный документ, который как-то стандартизирует отношения между франчайзером и партнёром.
🎓 Избегайте устных договорённостей и обещаний. Никогда не соглашайтесь на условия, если в договоре они будут отличаться. В любой ситуации суд будет рассматривать только официальные бумаги.
Если франчайзер поставил некачественный товар — разберитесь в ситуации, свяжитесь с руководством компании, выясните причину. Проблема может заключаться в посредниках — в таком случае вы вместе сможете предотвратить последствия. Когда проблема возникает по вине франчайзера, а он не идёт навстречу — решите проблему в судебном порядке.