Торговля косметикой – выигрышная идея для начала собственного бизнеса. Спрос российских потребителей остается стабильным, несмотря на кризис, а предложение не всегда способно удовлетворить его, особенно в маленьких городах. Чтобы стартовать максимально успешно, лучше развиваться «под крылом» крупного бренда. В нашем обзоре мы расскажем, как выбрать лучшую франшизу из имеющихся предложений, и назовем сети-лидеры по оценкам наших аналитиков.
В последние годы в сфере продаж парфюмерии и косметики наблюдается непрерывный рост. Отечественный рынок составляет 2,3% от мирового и занимает пятое место в Европе.
В 2018 году он увеличился по сравнению с показателями 2017 года:
По данным Росстата, индекс роста физического объема продаж составил:
🎓 Согласно данным статистики, в магазинах парфюмерии и косметики преобладают иностранные товары: 80% против 20% изделий от российских производителей. Лидирующие позиции по объемам продаж принадлежат торговым сетям: они формируют 75% рынка. Потребители относятся к ним с большим доверием, поэтому открытие бутика по франчайзингу под эгидой известного бренда – более выигрышный вариант, нежели развитие собственного магазина под новой вывеской.
Ценовое распределение по сегментам выглядит следующим образом:
Вес парфюмерии постепенно снижается, зато за последние годы на 20% увеличилась доля продуктов для лица в общих продажах.
Для российского рынка продаж характерны следующие общемировые тенденции:
Потребители склонны рассматривать покупку косметики не как насущную необходимость, а как развлечение. Они ожидают от брендов, что те будут их развлекать, поэтому сети разрабатывают различные формы досуга для клиентов: проводят мастер-классы, предлагают пройти экспресс-диагностику типа кожи, запускают цифровые игровые площадки и т.д.
По прогнозам аналитиков, к 2020 году более 30% от рынка составят «миллениалы»: люди в возрасте 18-34 года. Их отличительная особенность – ориентация на рекомендации лидеров мнений (известных блогеров, косметических каналов и т.д.). Это заставляет бренды активнее работать над своим имиджем в сети.
По данным статистики, в сфере продаж средств по уходу за лицом она увеличивается на 4% в год, в сфере продуктов для волос – на 3%.
Кризис заставил потребителей «затянуть пояса». Они вдумчиво относятся к покупке средств, заранее читают отзывы в интернете, пользуются пробниками, ценят акции и скидки, предлагаемые магазинами.
🔍 В 2019 году торговля косметикой остается динамично развивающейся и перспективной отраслью. Оптимальный вариант начала собственного бизнеса в этой сфере – покупка франшизы, дающая предпринимателю возможность пользоваться готовыми рецептами, разработанными брендом с учетом особенностей потребительского поведения.
На российском рынке представлено множество франшиз магазинов парфюмерии и косметики. По нашему мнению, наилучший выбор – присоединиться к крупной сети с историей и ярким имиджем. Мы отобрали пять вариантов, данные по которым объединили в сравнительной таблице.
Рассмотрим каждый вариант из каталога подробнее, выделяя его сильные и слабые стороны.
Бренд Fasion TV – это телеканал, посвященный моде и красоте. Сеть объединяет отели, кафе, магазины одежды и косметики. Она развивается на рынке 20 лет, за это время ее название стало синонимом люкса и стиля.
Преимущества работы с Fashion TV:
Открыв торговую точку по франшизе Fashion TV Cosmetics, вы просто не сможете остаться незамеченным и получите доступ на все знаковые мероприятия fashion-индустрии в городе. Немногочисленные минусы предложения, которые мы смогли обнаружить, – достаточно большие первоначальные вложения и наличие роялти.
В 2019 году «Л’Этуаль» остается крупнейшей сетью косметики на российском рынке. Она действует 20 лет, поэтому инструменты маркетинга и финансового управления надежно отлажены. В магазинах продаются продукты различных брендов, в отдельных торговых точках действуют мини-салоны.
К числу преимуществ франшизы относится:
Минус франшизы – высокая степень централизации. Франчайзи обязаны соответствовать общему стилю менеджмента, действующему в сети. Франчайзер регламентирует сроки проведения акций, выставления новой продукции, с ним согласовываются любые изменения цены. Бренд предъявляет жесткие требования к помещению: оно должно располагаться в центре города, в местах большого скопления людей.
Сеть позиционирует себя как производителя натуральной косметики, реализует большое количество средств для ухода за лицом и телом, маникюра и макияжа. Обладает уникальной системой маркетинга, действует в России с 1991 года.
К числу преимуществ франшизы относится:
Недостаток предложения «Yves Rocher» – жесткие требования к помещению для магазина. Оно должно находиться в центре города, иметь отдельный вход и витрину.
Сеть появилась в 1999 году и быстро заслужила репутацию производителя недорогих, но качественных духов. В ее ассортименте имеется более 200 ароматов, товары поставляются напрямую из Европы.
К преимуществам франшизы «Dark Point» относится:
Основной минус франшизы заключается в том, что бренд пока не завоевал повсеместной популярности на российском рынке. О «Dark Point» знают в Москве и Санкт-Петербурге, а в небольших городах торговая точка может не привлечь нужное число потребителей.
Компания «Fresh Line» зарекомендовала себя как изготовитель высококачественной натуральной косметики по старинным рецептам, передававшимся из поколения в поколение. Сеть существует с 1992 года и пользуется популярностью у любителей органических средств по уходу за собой.
К числу плюсов «Fresh Line» относится:
Минус франшизы заключается в том, что она применима не для всех городов. Согласно условиям франчайзера, магазин под его брендом можно открыть только в населенном пункте с численностью населения от 120 000 человек.
Мы ставим на первое место в рейтинге франшизу Fasion TV, которая сочетает три важных для бизнеса качества: высокую узнаваемость и популярность, небольшой срок окупаемости и приемлемые вложения. На втором месте «Yves Rocher», который завоевывает все большую популярность в России. Третье место достается сети «Л’Этуаль» из-за больших сроков окупаемости (до 36 месяцев).