Что выбрать: франшизу или готовый бизнес?

02.02.2016
326

Существует несколько способов стать владельцем готового бизнеса. Их принято разделять на две основные группы:

Если сравнивать две эти группы, то есть ряд особенностей и специфические аспекты, характерные как для готового бизнеса, так и для франзайзинга. Рассмотрим плюсы и минусы франчайзинга и готового бизнеса более подробно.

Простыми словами, франшиза — это право пользования торговой маркой, технологиями, внутренними порядками и секретами компании, которые уже проверены другими собственниками.

Главные преимущества франшизы

Из основных преимуществ франчайзинга можно выделить несколько:

  • Это испытанная бизнес-модель, проверенная годами, иногда десятками лет и более. Очень часто бизнес-модель проверена в нескольких регионах или странах. Самая известная франчайзинговая модель — это франшиза ресторанов «Макдоналдс». В ней мы видим успешный бизнес, работающий по определенным стандартам по всему миру.
  • Второе преимущество франчайзинга — поддержка со стороны франчайзера. Хорошая франшиза всегда подразумевает под собой поддержку, консультации и дополнительное обучение от франчайзера к франчайзи. В этом заинтересован не только франчайзи, но и франчайзер. Безупречное качество работы всех франчайзи позволяет головной компании привлекать все больше партнеров для развития бренда.
  • Третий основной плюс франчайзинга — это более легкий путь к получению финансирования под данный проект. Сейчас, к примеру, очень активно развивается программа одного из госбанков по финансированию малого бизнеса, открываемого по франшизе.

Слабые места франчайзинга

Теперь что касается минусов франчайзинга. Часто покупка франшизы характеризуется большим порогом для входа в данный бизнес. Многие компании просят заплатить паушальный взнос для самого пользования франшизой. И финансовые платежи не ограничиваются одним взносом. Большинство франчайзеров обязывают платить своих партнеров ежемесячный платеж — роялти. Обычно роялти устанавливается в виде определенного процента от выручки компании. Впрочем, не все компании—франчайзеры имеют паушальный взнос и роялти. И не всегда наличие таковых — это минус. Если компания-франчайзер правильно использует все поступающие платежи от своих партнеров, то это укрепляет позиции бренда и увеличивает прибыль как всей сети, так и отдельно взятого партнера.

Еще одним минусом франшизы можно назвать ограничение вашей инициативы. Вы получаете готовую схему, что очень удобно, но эта схема будет служить и вашим ограничителем. Вы будете стеснены в проведении акций, маркетинговых действий или рекламных кампаний. Если вы покупаете бизнес в первую очередь чтобы реализовать свои идеи и творческий потенциал, то франчайзинг для этого не лучший вариант. Он хорош для надежных и стабильных инвестиций.

Систему закупок также можно отнести к минусам франшизы. Очень часто франшизодатели закрывают на себе закупку всего оборудования и другого товара. Обычно это выгодно для них. Но если у вас появляется возможность купить подобное оборудование дешевле или вы вообще считаете, что лучше применить иную технологию, то, увы, возможности для этого у вас не будет.

Наконец, вы не застрахованы от неправильных действий со стороны компании-франчайзера. У вас совершенно связаны руки по поводу ее решений. Если вдруг головная компания сделала неверные шаги, непродуманную маркетинговую акцию или оказалась в центре скандала, то все неприятности от подобных вещей испытаете и вы.

Выбирая между франшизой и готовым бизнесе, помните о главном

Во франчайзинге, как и в готовом бизнесе, есть и плюсы, и минусы. Делая выбор, главное помнить золотое правило инвестиций: чем выше риск, тем выше доходность.

© Новицкий Максим — основатель «Альтера Инвест»