Проблемы при оценке бизнеса

02.02.2016
237

Говоря об оценке малого бизнеса, следует отметить, что доверие к данным оценкам в настоящее время невелико. Существует несколько объяснений, почему большинство людей склонно не доверять отчету аудиторской компании.

Конфронтация сторон — источник недоверия

Очень часто оценка может быть проведена под определенные цели. Если ее заказывает продавец, то, естественно, он хочет увидеть стоимость бизнеса намного выше, чем она есть на самом деле. Он может всячески мотивировать оценщиков или оценочную компанию, чтобы они завысили стоимость активов или общую стоимость бизнеса. Именно поэтому оценкам, которые предоставляет продавец, покупатель зачастую не доверяет и проводит свою собственную. Проводит оценку, цель которой занизить стоимость бизнеса, и показать стоимость бизнеса намного меньше, чем она опять же есть на самом деле. Здесь как раз и происходит конфронтация интересов и несогласованность в вопросе цены.

Документы не всегда объективны

Недоверие к оценке бизнеса продиктовано ещё и тем, что в малом бизнесе просто очень мало данных, которые отражают действительность, а те данные, которые есть, не в состоянии показать полноценную картину.

Большинство компаний в настоящее время работают по «серым» схемам, отсюда и невозможность предоставления достоверных документов. Благодаря российскому законодательству в налоговой сфере, все собственники стараются занизить свою прибыль или показать её нулевой. Поэтому аудит в классическом понимании покажет вам, что бизнес не приносит прибыли вообще или он малоприбылен. Поэтому не стоит доверять аудиту в полной мере, иначе вы не сможете согласовать цену с продавцом и, соответственно, очень хороший бизнес от собственника может уйти просто у вас из-под носа другому покупателю.

Оценку действующего бизнеса нужно делать всесторонней и всеобъемлющей, ни один из документов, ни один из показателей не будет лишним.