💭 Пиво — один самых популярных алкогольных напитков в нашей стране. Крафтовое пиво — особая тема, ценители которой относятся к своему увлечению очень трепетно и со вкусом. Расскажем, как заработать на этом напитке без открытия собственной пивоварни.
Доля крафтового пива в России ежегодно растет. Культура развивается: проводятся бир-гик фестивали, появляется все больше микро— и нано-пивоварен, экспериментальных сортов. Крафтовое пиво — находка для истовых ценителей, которым надоело обычное светлое баночное пиво.
Многие бир-гики давно оценили крафтовое пиво иностранного производства, ведь на Западе пивоварен гораздо больше, так как эта культура сформировалась давно. В России же этот рынок еще не так насыщен. Привозить заграничное пиво и продавать его любителям — приятное дело, которое из хобби может вырасти в большую коммерцию.
Организовывать такой проект рекомендуем только в Москве или Санкт-Петербурге, а чтобы расшириться в регионы — рассмотреть онлайн-торговлю. В регионах спрос вряд ли будет большим настолько, чтобы розничная точка продаж стала рентабельной.
Стоимость открытия магазина крафтового пива из-за рубежа — 675 тысяч рублей, но без учета оборотного капитала до выхода в ноль. Ежемесячная прибыль — 56 тысяч рублей до выхода на окупаемость, после — от 100 до 300 тысяч. Срок окупаемости — 12 месяцев.
Статья расходов | Сумма, ₽ |
Оформление бизнеса | 10’000 |
Первоначальный маркетинг | 25’000 |
Оборудование | 397’000 |
Ремонт в помещении (при необходимости) | 53’000 |
Закупка товара | 200’000 |
Итого | 675’000 |
Статья расходов | Сумма, ₽ |
Аренда помещения | 80’000 |
Расходы на логистику | 30’000 |
Фонд оплаты труда | 150’000 |
Маркетинг и реклама | 20’000 |
Телефон, интернет, связь | 5’000 |
Прочие расходы | 3’000 |
Итого | 208’000 |
Продажа алкоголя — лицензируемый бизнес. Однако термин «крафтовое пиво» законодательно еще не регламентирован, поэтому к нему применимы все понятия и нормы об обычном пиве и пивных напитках. На их продажу лицензия не требуется, но отпускать пиво разрешено только лицам, достигшим 18 лет.
Чтобы открыть небольшую точку, можно оформить ИП в местной налоговой службе. Для розничной торговли выбирайте систему налогообложения ЕНВД, чтобы сэкономить на налогах и сборах. Код деятельности 52.25.1 — «Розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво».
Магазин крафтового пива должен располагаться в центре — это важный момент для такого продукта. В спальном районе такое место останется полупустым и незамеченным. Выбирайте оживленные места, пусть это будет первый этаж жилого дома на известной улице, возможно, даже туристической.
Из-за расположения на аренду пойдут высокие затраты, однако это того стоит — ваш магазин должен быть у всех на виду. Но и предложить доставку до дома покупателя — тоже немаловажный момент. Чем больше каналов, тем лучше.
Помещение может быть совсем небольшим — 15-20 квадратных метров будет достаточно. Чтобы крафтовое пиво не потеряло свои качества, нужно строго соблюдать температурный режим и условия хранения в зависимости от особенностей сорта:
Свежесть и сохранение оригинальных качеств для крафтового пива на первом месте. Также будет неплохо, если бюджет позволит оформить магазин в едином стиле — например, material с использованием дерева в коричневых тонах.
Оборудование | Стоимость, ₽ |
Стойка продавца | 15’000 |
Кассовый аппарат и эквайринг | 35’000 |
Ноутбук с 1с | 70’000 |
Мебель для продавцов | 7’000 |
Система охраны и пожарной сигнализации | 50’000 |
Холодильные камеры (2 шт) | 120’000 |
Переносные холодильники | 70’000 |
Освещение и прочие мелочи | 30’000 |
Итого | 397’000 |
Крафтовое пиво — это искусство. Новичку опознать его можно по высокой цене, но в обычных супермаркетах его не купишь. Специализированный магазин должен основываться на каком-либо преимуществе, уникальном предложении. Если это место вдали от конкурентов, то ассортимент не так важен. Если же конкуренция есть, то нужно изначально делать ставку на ассортимент и разнообразие позиций: только у вас ценители смогут найти такой большой выбор.
Родина крафта — Великобритания, но концепция получила развитие в США. В целом, практически в любой стране Западной Европы и США можно найти массу интересных микропивоварен: но в этом нужно действительно разбираться. Ведь существует даже целая международная классификация стилей пива — BJCP.
У крафтового пива непростая иерархия:
Самые популярные и полюбившиеся людям сорта: Brio, Papaya Rye, The Abyss, Supplication, Kormoran Imperium Prunum, Breakside IPA. Цена оптового закупа у крафтового пива не самая низкая, поэтому бизнес не назовешь высокомаржинальным. Выиграть можно только за счет широкой сети клиентов и богатства ассортимента.
По сути покупка крафтового пива — это погоня за редкими и исключительно вкусными, оригинальными и уникальными сортами. Есть лимитированные сорта, пиво, которое выдерживается от полугода и больше, и даже сорта, выпускающиеся в определенной промежуток года, поскольку их трудно и долго готовить. Отношение к крафтовому пиву сродни отношению к дорогому вину. Поэтому покупать его нужно напрямую у “родных” пивоварен Германии, Бельгии, Великобритании и других стран, и постоянно находиться в поиске нового.
Для обслуживания магазина вам будут нужны продавцы, которые хорошо разбираются в том, что они продают. Одним продавцом может быть собственник — или же он может взять на себя логистику и все связанное с поставками пива.
Примерный штат и заработные платы в российских рублях по данным HeadHunter:
Также заключите контракт с логистической компаний и фирмой, которая будет оказывать помощь в растаможке, если таковая понадобится.
Рекламе придется посвятить много времени и сил. Учесть нужно все — стиль вывески, нейминг и маркетинговый план. Развивайте соцсети — сегодня можно многое сделать с помощью них. Но будьте осторожны с рекламой алкоголя: к этому в последнее время относятся с большой опаской, можно получить блокировку аккаунтов и даже нарваться на штраф.
Хорошую службу сослужит сарафанное радио — но для формирования репутации нужно время. Обычно у открывающего магазин уже есть большое количество знакомых: распиарьте свое маленькое дело среди них и попросите рассказать о нем уже их знакомым. Также можно устроить небольшой праздник на открытие. Работайте с местами, где может находиться ваша целевая аудитория — деловые центры, офисные здания, барбершопы.
Как и у любой идеи, у продажи крафтового пива есть преимущества и недостатки.
✅ Плюсы бизнеса:
❌ Минусы бизнеса: