Сектор FMCG остается одним из наиболее быстроразвивающихся и успешных ниш для ведения бизнеса. Динамичный по умолчанию спрос формирует внушительную емкость отрасли для участников всех уровней. Анализ рынка продуктов питания за последние годы показывает системные процессы пертурбации. Изменения происходят в смене права собственности, формате продаж (уход в формат стрит-ритейл), самом ассортименте. Чего не приживается в отрасли, так это катализаторы горизонтальной субординации. Примером таких внедрений являются предложения поставщиков о запрете повторной продажи продуктов питания, которые были приобретены ранее по закупочным ценам.
Экономические показатели торговли продуктами питания неизменно участвуют в сводной макроэкономической отчетности. Согласно оперативным данным, представленным «Росстатом», рынок показывал устойчивый рост в течение 2018 года. Объемы торговли пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия (указанный формат сбора статистических данных ведется с 2008 года) продолжают ежегодный динамичный рост с 1999 года. Растет отрасль и в ежеквартальном выражении. В первом квартале ритейл продал на 3413.5 млрд. рублей, в третьем на 3799.2 млрд. рублей, с превышением аналогичных показателей предыдущего года.
Согласно сводным данным, доля продуктового ритейла занимает 40 процентов всего торгового оборота. При этом в исследованиях рынка продуктов питания выделяются сегменты реализации. Так, на долю алкоголя и табачных изделий приходится не менее 9-10 процентов объемов продаж. В структуре оборота пищевые продукты сохраняют вышеуказанные 40%. Остальные 51% остается за непищевой розницей.
В планах выход на рынок продуктового ритейла нельзя не учитывать поведение покупателей. Если с миллиардными цифрами статистики, собранной по официальной отчетности все ясно, остается только понять, как и на кого расходится продукция пищевых производств. Исследование рынка продуктов показывает стабильное наращивание потребления на душу населения. Если в 2010 году россияне тратили на питание 45 тысяч рублей, то к 2015 году эта цифра увеличилась до 74 тысяч рублей. При этом затраты на пополнение запаса продуктов растут вне зависимости от динамики заработных плат. Эти цифры подтверждают тот факт, что спрос на еду и напитки остается на пике человеческих потребностей. Расхождение уровня потребления с индексацией доходов указывает и на то, что часть продуктов приобретаются на кредитные средства.
Поведение потребителя, который платит за товар, характеризуется сформировавшимися предпочтениями к качеству и другим критериям надежности ритейлера. Ведущим фактором спроса остается близость магазина к дому. Вне зависимости от того, владеет ли потребитель машиной или передвигается на общественном транспорте, никто не хочет ехать с продуктами примерно одинакового ассортимент через весь город. Цены как второй и немаловажный критерий, которому верен покупатель. Достаточные ассортимент и качество товара на третьем и четвертом местах рейтинга предпочтений. Наличие акций головной компании и ассортимент ценовых категорий также влияют на потребителя. На последнем месте, как это ни странно, бренд торгующей компании.
Проводя анализ рынка фермерских продуктов, исследователи утверждают, что предприниматели фактически не имеют собственного бренда, специализированных магазинов. Продукцию высшего качества можно найти только на рынках, которые остаются только в единичном количестве на российских экономических просторах.
Ведущее место в ренкинге структуры продуктового ритейла остается за гипермаркетами с 2014 года доля этого типа магазинов на рынке упорно снижается. На 2019 год их останется не более 25%. Второе место за супермаркетами, удобно располагающимися в городской черте. На год 2019 их доля остановится на уровне 15%. Дискаунтеры и магазины у дома, особенно в сетевом формате уверенно набирают обороты торговли, занимая соответственно 35 и 15%. Десятая часть рынка остается за уличной торговлей, небольшими частными магазинчиками.
Составить такой рейтинг не составит труда простому обывателю. Сегодня практически в каждом российском городе активно развивается сетевой продуктовый ритейл. Рассчитывать на появление нового гипермаркета жители населенного пункта могут при достижении уровня населения в 500 тысяч человек. «Магниты» и «Пятерочки», «Спары» и «Ашаны», - все эти магазины ежедневно продают на миллионы рублей.
Учитывая макроэкономическую подоплеку отрасли, представители продуктового ритейла продолжают борьбу за рынок. Ежеквартальные отчеты в индустрии становятся поводом для быстрой и четкой реакции менеджмента, - магазины закрываются в непривлекательной зоне и открываются в новых местах, меняются формат торговли, происходит ребрендинг.
Согласно маркетинговому анализу рынка продуктов лидером отрасли остаются предприятия, созданные Магнитским. ЗАО «Тандер» известен плотным размещением точек продаж под торговой маркой «магнит». Второе место за X5 Retail Group, объединивший под собой сразу «пятерочки», «перекрестки» и карусели. Третье место за «Ашаном». Предприятиям «Лента» и «Спар» достались 6 и 8 места соответственно.
Удержание позиций, согласно заявлениям представителей компаний, достигается за счет удовлетворения предпочтений покупателя, борьбы за лучшие места для размещения ритейла и хед хантинг. В настоящее время отрасль продолжает испытывать административное и бюрократическое давления. Наступает кризис в логистике, поэтому крупные предприятия выигрывают чаще за счет содержания собственной системы доставок.
В настоящее время остро стоит вопрос с качеством продукции. После введения экономических санкций российский рынок ощутил нехватку продовольствия, которую должны бы были покрыть отечественные производители. Временные перебои с ассортиментом закрываются за счет увеличения объемов поставок с партнерских баз или размещения заказов на молодых развивающихся предприятиях.