2018 год стал этапом роста для российского ресторанного бизнеса. Рынок восстановился после кризиса и близится к насыщению: за 12 месяцев количество точек общественного питания возросло на 24%. Эксперты сходятся во мнении, что сейчас лучшее время для открытия заведения, а оптимальный способ начать бизнес – приобрести франшизу. Мы проанализируем ТОП 5 предложений крупных сетей и выберем из них лучшее для предпринимателя.
Экономический кризис 2014-2016 гг. оказался сложным периодом для российского ресторанного бизнеса. Колебания курсов, продовольственное эмбарго, снижение покупательной способности населения – все эти факторы особенно сильно ударили по заведениям с ограниченным ассортиментом блюд, изготавливаемых из иностранного сырья. С 2017 году на рынке появилась положительная динамика: за 2017 г. рост оборотов в отрасли составил 6,1% по сравнению с предыдущим годом, за 2018 – 1%. Основным его двигателем выступил Чемпионат мира по футболу и СМИ, пропагандирующие культуру питания вне дома.
Согласно данным статистики, к числу наиболее популярных у рестораторов направлений бизнеса относится:
🥇 Лидером по темпам роста стал фаст-фуд, обороты которого увеличивались в 2017-2018 гг. на 4-5% ежегодно. Сегодня его доля на рынке общепита по разным оценкам составляет от 70 до 75%.
К числу актуальных тенденций на рынке относится следующее:
Эксперты едины во мнении, что в самой выигрышной ситуации на современном рынке находятся сетевые рестораны с собственными складами и производствами, потому что они могут влиять на стоимость закупаемого сырья. По данным статистики, 54% заведений в России открыты по франшизе (для сравнения: в 2017 г. показатель составлял 48%). У сетей больше перспектив, чем у дилетантов, потому что их названия на слуху у потребителей, концепции вызывают доверие, снижаются затраты на маркетинг и рекламу и расширяется арсенал инструментов для продвижения.
В ресторанном бизнесе предлагается множество франшиз. Практически все имеют паушальный взнос и ежемесячный роялти, затраты на открытие стартуют от 3 000 000 руб. При выборе предпринимателю нужно ориентироваться не только на свои финансовые возможности, но и на то, насколько востребованным окажется тот или иной формат. Мы собрали основные характеристики предложений из ТОП-5 в таблице.
Сеть «Кук&Бан» появилась на рынке в 2015 году, ее рестораны представлены в Дальневосточном регионе. Заведения развиваются в актуальном формате fastcasual – смесь фаст-фуда и кафе с демократичными ценами.
К числу преимуществ франшизы бренда относится:
«Изюминка» сети – ориентация на мало представленную в России корейскую кухню. Она вызывает интерес у потребителей, потому что состоит из сытных, полезных, хорошо усваиваемых блюд.
Сеть «Food Market» входит в группу «MK Group», чей опыт работы на ресторанном рынке насчитывает 17 лет. «Изюминка» проекта – низкая цена блюд высокого качества. Клиент платит за вход в заведение и набирает еду на свой вкус по себестоимости. Средний чек в ресторане равен 1 100 руб.
Преимущества проекта – это:
Особенность сети «Food Market» – ценовая доступность для людей с разным доходом, что сделало рестораны поистине народными.
Сеть семейных кафе-кондитерских «АндерСон» появилась в 2009 году. Сегодня у нее открыто 23 собственных заведения и 22 франшизных в Москве, Подмосковье, регионах РФ и странах СНГ. Особенность ресторанов – уютная атмосфера для приятного времяпровождения взрослых и детей. Ценности компании – высокое качество блюд и клиентоориентированный сервис.
К преимуществам франшизы относится:
Практика показывает, что даже в кризисные годы посетители ресторанов не экономят на организации праздников для детей. Кафе «АндерСон» созданы для досуга всей семьи, поэтому они будут «держаться на плаву», даже если рынок ждет очередной спад.
Сеть «Black Star Burger» была открыта в 2016 году известным репером Тимати и его партнером Ю. Левитасовым. Мощная рекламная кампания сделала ресторан новинкой года, самой модной точкой фаст-фуда, у дверей которой выстраивались очереди. У бренда уже имеется 5 заведений, планируется открыть точки в 15 регионах РФ.
К числу преимуществ предложения «Black Star Burger» относится следующее:
Минус франшизы в том, что ее можно использовать в городах с населением не менее 300 тыс. человек. Второй недостаток – внушительные затраты на открытие, составляющие не менее 35 млн руб. Это делает проект недоступным для начинающих предпринимателей.
Сеть «Якитория» появилась в 1999 году, на сегодняшний день остается крупнейшей в сегменте японской кухни. Ее особенности – оформление заведений в едином стиле, уютная атмосфера, оригинальное меню, состоящее из востребованных позиций и сезонных предложений.
Ее преимущества – это:
Минус предложения – большие первоначальные вложения (от 49,8 млн руб.). Это делает франшизу недоступной для представителей малого бизнеса.
Лидер нашего рейтинга – сеть «Food Market». Ее преимущества – это относительно небольшие затраты на открытие и востребованный формат: ценовая политика устроит посетителей с разным доходом, а простые и понятные блюда в меню привлекут в заведение посетителей. На втором месте предложение «АндерСон»: вложения будут больше, но сеть обладает высокой узнаваемостью, имеет множество приверженцев, поэтому при правильном выборе локации приток клиентов гарантирован. Третья позиция ТОПа – франшиза «Кук&Бап». Вы можете стать первым франчайзи и получить бонусы и скидки, особое отношение и всестороннюю помощь, а востребованный формат fastcasual поможет быстро нарастить продажи.