Россия Наши офисы есть во всех крупных деловых регионах России, обращайтесь!
8 (800) 555-78-62
Задать вопрос
Личный кабинет
21

Анализ рынка аптек 2018

Абрамов Линар Эксперт по медицинскому бизнесу
17.07.2018 4 минуты чтения

Увеличение количества аптечных пунктов в России считается очевидным событием. На рынок активно выходит сетевой бизнес, который по объемам часто превосходит локальное предпринимательство. Благоприятную основу для развития фармацевтической индустрии, безусловно, обеспечивает государство. За ним не отстает и частный потребитель, забирая на себя свыше двух третей объема предложений.

Структура потребления медикаментов на 2017-2018 годы:

Проводя анализ рынка аптек, следует отметить реальный рост сектора аптечных пунктов. Зависимость прогресса фармацевтической индустрии лежит на поверхности. В России наступает перевод мощностей из бюджетных поликлиник в частные центры. Безусловно, качество корпоративных услуг заметно выше, но вот их стоимость неизбежно отвлекает потребителя на аптеки.

Структура аптечных учреждений

Согласно определению, под аптекой понимается профильная организация, деятельность которой контролируется (лицензируется) здравоохранением. В обязанности аптечных пунктов входит не только реализация медикаментов, но и их ранение и даже изготовление. Современные аптеки, особенно те, которые работают по франшизе, с коммерческой точки зрения являются точкой реализации. Превалирующее количество продукции, поступающее на такие розничные предприятия, выпускается на фармацевтических заводах.

Согласно данным, приводимым аналитическими агентствами (Alpha Research & Marketing), структура розничной фармацевтики распределилась следующим образом:

  • Местные аптеки – 30 процентов сектора;
  • Региональные – 10 процентов;
  • Федеральные – 25 процентов
  • Предприятия смешанной формы собственности – 20 процентов;
  • Предприятия частной формы собственности – 17 процентов.

Для понимания ситуации следует рассматривать структуру ближайшего горизонта 2017-2018 годов со статистикой 2016 года.

Именно анализ сегментов рынка и потребителей аптеки очевидно показывает экспансию федеральных пунктов в регионы. Частному сектору и местным аптекам пока что удается оставаться на плаву. Из конкурентной борьбы очевидно выбывают региональные фармацевтические предприятия, уступая нишу федеральным сетям.

Учитывая ориентированность рынка на частное и корпоративное потребление, выдача предложений по объемам освоения находится на одном уровне за федеральными и местными сетями. Это по 28-29 процентов общего спроса. Остальную часть сектора поделили между собой региональные (18 процентов) и поровну частные предприятия с малыми локальными (по 12 процентов). Если на низшем уровне конкуренцию можно считать состоявшейся, то результат соперничества между федеральными и региональными сетями можно считать предрешенным.

Региональная специфика

Приводимая аналитическими агентствами структура охвата рынка не является универсальной. Если в общем по России наблюдается попытка укрупнения предприятий, то по регионам ситуация выглядит несколько иначе. Прорыв частных аптек в нише наблюдается В СевероКавказском регионе, за ним следует Дальневосточный. В самом конце рейтинга – Приволжский Федеральный округ с весьма скромными результатами 8 процентов сектора.

Как распределились предложения по регионам:

Рассматривая анализ сегментов рынка и потребителей аптеки таблицу напрашивается очередной вывод о том, что федеральные сети все больше простираются на рынок, перехватывая эстафету у регионального и частного бизнеса.

Что нужно потребителю

Наиболее из животрепещущих вопросов. Узнать более или менее точную картину предлагает аналитическая платформа PharmaDATA. Статистика по медикаментам собирается только с тех предприятий, которые изъявили желание участвовать в рейтинге. В сборе данных не участвуют крупные аптечные сети федерального значения.

В двадцатке самых продаваемых препаратов по объему купленных упаковок лидирует нафтизин. Следом идут цитрамон, ксилен и кеторол. Седьмое место по праву держится за активированным углем. Восьмое и девятое очевидно поддерживают пожилые потребители за счет корвалола и глицина. На тринадцатом месте противовоспалительное средство найз и противоаллергический супрастин. Замыкают рейтинг более дешевые аналоги активированного угля отечественных производителей и валидол.

Детализация наименований лекарственных средств, доступных для реализации потребителю, дает представление о структуре российских продаж. В свою очередь можно использовать и более крупную градацию. Так, согласно сведениям, все того же Alpha Research & Marketing, немалая часть оборота в России приходится на биологически активные добавки. Это более 22 процентов всего объема продаж. Лидером продаж остаются фармацевтические препараты. Остальной спрос потребителя приходится на прочие лекарства, это 4.3 процента. В отношении добавок нуждающихся привлекает стоимость препаратов, их комплексное действие и доступная цена.

Кто в борьбе: реальные участники рынка

На фоне процесса консолидации аптечных сетей, происходящего за счет выкупа более мелких конкурентов и органического развития гигантов рынка, проявляется совокупный оборот продаж. Лидером рынка остается ассоциация «АСНА», за ней следует франшиза «РИГЛА». Третье и четвертое места остается за «Эркафарм» и более известным брендом «Аптечная сеть 36.6». На шестом и седьмом местах расположились «Планета здоровья» и «Мелодия здоровья». Тридцатка аптечных брендов уже по итогам первого квартала 2018 года показывает, как минимум миллиардные обороты. За лидером региональных фармацевтов – «АСНА» в рейтинге продаж закрепилась цифра 38.4 миллиарда.

Реструктуризация отечественного рынка аптечных сетей только подтверждает конкурентную борьбу за потребителя. Построение эффективных стратегий топ-менеджментом федеральных учреждений фактически выбивает местные и региональные предприятия с рынка. Вместе с тем, это открывает новые горизонты для оптимизации сегмента и предложения потребителям наиболее доступной и качественной продукции фармацевтической отрасли.

📊 Узнайте что ждет аптечный бизнес в 2019 году - Анализ рынка аптек 2019

Средняя оценка: 4.9

Оценили: 6

Насколько полезен и интересен пост