Согласно данным, приводимым в исследованиях крупных аналитических агентств, отечественный рынок проката автомобилей находится в активной фазе роста. Предпринимателям, проявляющим активность в этом виде бизнеса, удалось упредить негативные тенденции и выйти на среднестатистический уровень прибыли. Таким образом, рынок проката по количеству точек растет в год не менее чем на 25 процентов. С перманентным увеличением числа клиентов и расширением географии присутствия профильным компаниям удается достаточно быстро отбить вложения и выйти на рентабельность в диапазоне 20-35 процентов.
Согласно официальной статистике, основную поддержку рынку аренды автомобилей в России оказывают корпоративные клиенты. Прежде всего это наем транспорта для встречи гостей и сопровождения штатных сотрудников в месте выполнения служебного задания. Следующими в группе идут представители логистических сервисов и такси.
В категорию частных потребителей услуг проката авто попадают граждане, проявляющие интерес к организации праздников. Транспортные средства все чаще нанимаются для посещения природного ареала или на время проведения целого отпуска. Сегмент активно насыщается иногородними и даже иностранными клиентами, практикующими так называемый выездной туризм.
Третья категория граждан и компаний представлена лицами, просто не имеющими собственного автомобиля. В условиях ограниченного бюджет на покупку или содержание средства передвижения прокат остается современным способом временного закрытия вопросов с переездами, необходимостью дальних поездок. Категория расширяется в крупных городах.
Период 2005-2006 годов считается точкой отсчета коммерческой активности в области проката авто. На то время машины в аренду можно было взять только в крупных городах. Москва и Санкт-Петербург до си пор сохраняют за собой львиную долю рынка. За ними следом в этом направлении бизнес активно развивается в Краснодаре, Сочи, Казани, Севастополе. По большей части рынок насыщается регионами, принимающими на себя большую часть туристического потока.
Современный рынок аренды автомобилей, в том числе для России, представлен следующими видами торговых точек:
Согласно исследованиям, по состоянию на 2017 год общие мощности российского проката включают от 1500 до 200 машин, сдаваемых на условиях аренды. Средняя месячная выручка в отрасли составляет порядка 2-4 миллионов в долларовом эквиваленте.
В большинстве своем отечественные предприниматели перенимают передовой зарубежный опыт. Аренда авто как услуга обладает достаточным спектром альтернатив, которые позволяют по тем или иным характеристикам привлекать новых клиентов и удерживать постоянных заказчиков проката.
Возможность выбора длительности аренды:
Выбор типа услуги:
Выбор типа авто:
С применением финансовых схем:
В ходе проведения анализа рынка аренды автомобилей 2018 эксперты часто отмечают наличие вполне определенного потенциала. И действительно, в России огромное количество подержанных авто, принимаемых автосалонами по системе трейд-ин. При желании наполнить парк новыми машинами, собственники бизнеса могут прибегнуть к кредитным продуктам или лизингу.
В числе сдерживающих сферу услуг факторов следует отметить отсутствие сформированной культуры пользования наемными авто. По стоимости российский прокат не всегда ориентируется на возможности потребителя. Для сравнения с теми же европейскими странами, цена аренды в отечественных компаниях превышает предложения зарубежных коллег.
Несмотря на то, что схема взаимодействия компаний и клиентов сервиса достаточно отработана, сотрудничеству мешают барьеры доверия. Клиенты часто опасаются ответственности за сломанный автомобиль, тогда как их владельцы несут большие риски в случае невозврата собственности.
Аренда автомобилей остается малонасыщенной и более чем привлекательной бизнес-нишей. Перманентный рост показателей отрасли пока что связывается с небольшим в масштабах страны автопарком. В ближайшие годы эксперты прогнозируют резкий подъем отрасли при условии смены тенденций ценообразования.