24

Анализ рынка аренды спецтехники 2018

Майоров Роман Эксперт торгового бизнеса
14.08.2018 3 минуты чтения

Эксплуатация специальной техники на условиях аренды представляется компаниям наиболее удобным и менее затратным способом закрытия потребностей в механизированном оснащении процессов производства. Наем самосвалов, автокранов, автовышек и других специализированных машин освобождает подрядчиков от содержания и хранения автопарка, а также от расходов, связанных с их владением. Рынок аренды спецтехники в России 2017 находился в стадии стагнации, однако первые результаты 2018 года дали предпосылки для пересмотра ранее обозначенных прогнозов.

Какая техника в зоне спроса

Статистика ритейла специальной техники показывает, что более половины машин и оборудования сразу приобретаются с расчетом сдачи в аренду. Ситуация объясняется достаточно просто, поскольку не все строительные и обслуживающие компании в состоянии содержать технику для кратковременного использования. Профильные компании, специализирующиеся на инвестировании, получают прибыль там, где бы строительные организации фиксировали простой.

Что пользуется спросом:

Первое место по популярности традиционно остается за тонарами и самосвалами. Возможность выбора необходимого тоннажа грузовой саморазгружаемой техники обеспечивает рынок 11.7 % спроса. Второе место в зоне внимания заказчиков сохраняется за грузовиками с длинной платформой (9,1%), - экономичным транспортом, который активно используется для перевозки грузов различного назначения. Замыкает тройку лидеров автокран как одна из самых необходимых единиц техники для обеспечения строительных площадок. Спрос на уровне 6,8%.

Спрос и предложение по специальной технике

Для понимания проблематики рынка аренды спецтехники на диаграмму нанесены данные предложения – фактической оснащенности отечественных арендуемых автопарков. Статистика подтверждает низкую ориентированность инвесторов на данные исследований, либо увеличение емкости рынка только за счет списанной и впоследствии восстановленной техники. Указанная проблематика касается именно лидеров рынка спецтехники в аренду – самосвалов и грузовиков. С другой стороны, свободная зона превышения предложения над спросом оставляет собственникам автопарков горизонты для внесения корректировок в ценообразование. В свою очередь недостаток предложения по самосвалам явно указывает на достаточную емкость этого сегмента.

Как происходит насыщение рынка в развитых странах, рентабельность отрасли.

Практика организации механизированных работ за счет наемной техники является нормальной для большинства развитых и развивающихся стран. Вместе с тем, превышение арендуемых мощностей над собственными автопарками строительных компаний является показателем стагнации производства за счет перенасыщения рынка инвестициями.

Примером идеального соотношения объемов закупок для подрядчиков к рентабельности остается Северная Америка. При соотношении 35% доходы от хайринга в среднегодовом выражении составляют 25 миллиардов долларов. Как утверждают аналитики, для достижения такого результата американцам потребовалось 20 лет. Российский рынок арендуемого автопарка продолжает оставаться ненасыщенным. При соотношении менее 5% прибыль в отрасли по итогам года не превышает отметки в 25 миллионов в долларовом эквиваленте.

Соотношение объёмов закупок для подрядчиков к рентабельности

Согласно диаграмме, лидерами отрасли по рентабельности остаются Великобритания и Северная Америка. Европейский рынок в целом подтверждает выбор оптимальной тенденции развития, включающей упор на развитие рынка и расширения автопарка арендуемых машин.

Сезонность и другие влияющие факторы

К числу самых популярных машин, привлекаемых для выполнения механизированных работ, относится универсальная техника. Это мобильный кран-манипулятор, самосвал под различные грузы или различные модификации экскаваторов. Такое оборудование чаще оснащается шасси, востребовано в течение всего года.

Если же брать во внимание экскаваторы погрузчики и тракторы МТЗ, они более востребованы в летнее время. Зимой обеспечить отсутствие простоев такой технике сложно – зачастую уборкой снега уже заняты мощности конкурентов.

Строительная техника, такая как кран-манипулятор или самосвал, востребована в любое время года.

Важной спецификой рынка аренды спецтехники в России остается низкая ориентированность компаний под клиента. Часто желание инвесторов использовать имеющиеся мощности под максимальный ресурс превышает необходимость расширения автопарка. Результат низкой востребованности ассортимента является вполне логичным.

Одним из влияющих факторов отрасли является административный ресурс. Введенный в последние годы утилизационный сбор заметно снизил собственные покупки подрядчиков. Затруднения, которые испытывает руководство строительных компаний, одновременно насыщают рынок спросом на различную технику. Ее всегда можно подобрать в арсенале предложений.

Что покупается для сдачи в аренду

Благодаря развитой сети дистрибуции мировых производителей, в России доступна практически любая техника. Несмотря на достаточный ассортимент, отечественные компании оставляют за собой несколько традиционные предпочтения, основанные на приемлемости бюджета, отказоустойчивости, бюджете обслуживания.

Изучение объема рынка аренды спецтехники и итогов продаж 2017 года, эксперты вывели следующие цифры:

  • В 2018 году ожидается увеличение производства грузовых авто на 145 тысяч единиц в год (против 20000 иностранных брендов). В сегменте лидируют КАМАЗ (34,9%) и ГАЗ (11%), из зарубежных марок Volvo (7,5 %), Mercеdes (7,1 %) и Scania (7,2 %)
  • В структуре продаж дорожно-строительной техники произошло некоторое смещение. Теперь в лидерах гусеничные экскаваторы (32%), машины для погрузки (22%). Самосвалы продавались менее активно (10% по всем модификациям). На 2018 год ожидается общий рост продаж в сегменте до 35 процентов
  • Увеличение спроса показали грейдеры (на 29%) и погрузчики (на 16%).
Состав прокатного автопарка

Общий прогноз на 2018 год по закупкам специальной техники для передачи в аренду остается положительным. Прирост объемов продаж будет обеспечиваться мерами государственной поддержки и реализацией отложенного спроса, вызванного устареванием эксплуатируемого автопарка. В отрасли остается преобладание российских марок машин и оборудования – 73 процентов против 27 зарубежных марок.

Средняя оценка: 3.9

Оценили: 9

Насколько полезен и интересен пост