23

Анализ рынка аренды автомобилей 2018

Степанов Тимофей Эксперт по бизнесу сферы услуг
16.07.2018 3 минуты чтения

Согласно данным, приводимым в исследованиях крупных аналитических агентств, отечественный рынок проката автомобилей находится в активной фазе роста. Предпринимателям, проявляющим активность в этом виде бизнеса, удалось упредить негативные тенденции и выйти на среднестатистический уровень прибыли. Таким образом, рынок проката по количеству точек растет в год не менее чем на 25 процентов. С перманентным увеличением числа клиентов и расширением географии присутствия профильным компаниям удается достаточно быстро отбить вложения и выйти на рентабельность в диапазоне 20-35 процентов.

Какие они — клиенты проката

Согласно официальной статистике, основную поддержку рынку аренды автомобилей в России оказывают корпоративные клиенты. Прежде всего это наем транспорта для встречи гостей и сопровождения штатных сотрудников в месте выполнения служебного задания. Следующими в группе идут представители логистических сервисов и такси.

В категорию частных потребителей услуг проката авто попадают граждане, проявляющие интерес к организации праздников. Транспортные средства все чаще нанимаются для посещения природного ареала или на время проведения целого отпуска. Сегмент активно насыщается иногородними и даже иностранными клиентами, практикующими так называемый выездной туризм.

Третья категория граждан и компаний представлена лицами, просто не имеющими собственного автомобиля. В условиях ограниченного бюджет на покупку или содержание средства передвижения прокат остается современным способом временного закрытия вопросов с переездами, необходимостью дальних поездок. Категория расширяется в крупных городах.

Структура потребителей

Структура бизнеса

Период 2005-2006 годов считается точкой отсчета коммерческой активности в области проката авто. На то время машины в аренду можно было взять только в крупных городах. Москва и Санкт-Петербург до си пор сохраняют за собой львиную долю рынка. За ними следом в этом направлении бизнес активно развивается в Краснодаре, Сочи, Казани, Севастополе. По большей части рынок насыщается регионами, принимающими на себя большую часть туристического потока.

Современный рынок аренды автомобилей, в том числе для России, представлен следующими видами торговых точек:

  • Прокатные сервисы, совмещенные с деятельностью дилерских центров, профильных магазинов. Обычно владельцы таких точек – автопроизводители, которые перманентно расширяют бизнес. Аренда для них не основное направление, которое всегда можно закрыть в случае критичного снижения показателей по рентабельности
  • Небольшие компании или предприниматели узко ориентированного сегмента. Обычно в таких салонах сдают авто на свадьбы и по другим торжественным случаям Малый бизнес, располагающий скромным по количеству машин автопарком. Обычно это зарождающиеся предприятия или дополнительный источник дохода. Часто такие организации работают сезонно, - в период повышения спроса – летом или во время проведения событий с большим наплывом приезжающих, включая иностранцев
  • Крупный бизнес. Обычно это компании, имеющие развернутые мощности, опыт присутствия на рынке, хорошие обороты. В таких торговых точках повышенный уровень сервиса, ориентированность на клиента. Нередко крупный бизнес расширяет географию присутствия в регионах
  • Международные компании (филиалы).
Категории прокатного бизнеса

Согласно исследованиям, по состоянию на 2017 год общие мощности российского проката включают от 1500 до 200 машин, сдаваемых на условиях аренды. Средняя месячная выручка в отрасли составляет порядка 2-4 миллионов в долларовом эквиваленте.

Структура услуг

В большинстве своем отечественные предприниматели перенимают передовой зарубежный опыт. Аренда авто как услуга обладает достаточным спектром альтернатив, которые позволяют по тем или иным характеристикам привлекать новых клиентов и удерживать постоянных заказчиков проката.

Что есть в арсенале отечественного проката авто

Возможность выбора длительности аренды:

  • Каршеринг – поминутная оплата услуг. Львиная доля заказов приходится на города федерального значения и Сочи
  • Краткосрочная аренда на срок не более 3 дней. Услуга востребована в период выходных и праздников
  • Долгосрочная аренда. Подразумевает оптимальное ценообразование. К примеру, при найме авто на месяц можно рассчитывать на скидку в размере до 50 процентов стандартного тарифа

Выбор типа услуги:

  • С водителем
  • С корпоративным управляющим
  • Для личной езды

Выбор типа авто:

  • Иномарки
  • Отечественные авто
  • Подержанные машины
  • Эксклюзив

С применением финансовых схем:

  • С возможностью последующего выкупа
  • Лизинг
  • Чем привлекают клиентов

    Потенциал индустрии и сдерживающие факторы

    В ходе проведения анализа рынка аренды автомобилей 2018 эксперты часто отмечают наличие вполне определенного потенциала. И действительно, в России огромное количество подержанных авто, принимаемых автосалонами по системе трейд-ин. При желании наполнить парк новыми машинами, собственники бизнеса могут прибегнуть к кредитным продуктам или лизингу.

    В числе сдерживающих сферу услуг факторов следует отметить отсутствие сформированной культуры пользования наемными авто. По стоимости российский прокат не всегда ориентируется на возможности потребителя. Для сравнения с теми же европейскими странами, цена аренды в отечественных компаниях превышает предложения зарубежных коллег.

    Несмотря на то, что схема взаимодействия компаний и клиентов сервиса достаточно отработана, сотрудничеству мешают барьеры доверия. Клиенты часто опасаются ответственности за сломанный автомобиль, тогда как их владельцы несут большие риски в случае невозврата собственности.

    Аренда автомобилей остается малонасыщенной и более чем привлекательной бизнес-нишей. Перманентный рост показателей отрасли пока что связывается с небольшим в масштабах страны автопарком. В ближайшие годы эксперты прогнозируют резкий подъем отрасли при условии смены тенденций ценообразования.

Средняя оценка: 4.3

Оценили: 15

Насколько полезен и интересен пост