Эта статья — не реклама Альтера Инвест или меня лично. Из нее вы узнаете, почему выгодно использовать посредника при продаже готового бизнеса. Мы расскажем об основных ошибках самостоятельного проведения сделки и преимуществах привлечения профессионалов.
Продажа бизнеса — сложная и многогранная сделка, которая включает в себя разные аспекты. Готовый бизнес — это не монопродукт, обладающий четкими техническими характеристиками и состоящий из одного компонента.
Покупка бизнеса включает в себя передачу юридического лица, основных, нематериальных активов, перевод товарно-материальных ценностей, персонала и много других деталей.
Когда вы задумались о продаже своего дела, задайте вопрос: «Сколько бизнесов я продал за свою жизнь? Хватит ли моего опыта для безопасной продажи бизнеса? Смогу ли я продать его по максимальной цене?». Если все ответы положительные, то предлагаю задать следующий вопрос: «Есть ли у меня покупатели? А если нет, знаю ли я, где их найти?».
Если и здесь ответ положительный, значит вы попадаете в 1-2% продавцов на рынке. Вам не обязательно пользоваться дополнительной помощью со стороны.
В противном случае нужно обращаться к профессионалам. Иногда вам понадобится даже не посредник, а просто психологическая помощь. Иногда — человек, способный без эмоций и привязанности провести переговорный процесс.
Мы не будем рассматривать случаи, когда при продаже бизнеса собственник оставался без персонала, потому что их переманивал покупатель; как продавцу повышали аренду или выгоняли из помещения. Как покупатели переписывали нематериальные активы без оплаты; как арендодатели, словно рейдеры, пытались забрать себе долю от бизнеса. Как забирали клиентскую базу, копировали все процессы и секреты бизнеса. Как человек переписывал весь бизнес, так и не получив за него ни копейки.
Наверно, я могу написать целую книгу с описанием таких ситуаций. Но не хочу, ведь даже профессионалов не могут гарантировать полную безопасность. Они могут свести вероятность таких ситуаций к минимуму. Сосредоточим внимание на положительных моментах.
В любом деле у профессионала больше шансов на успех, чем у дилетанта. Этому есть четкое объяснение: у профессионалов есть неоспоримое преимущество — специальные инструменты. Разберем, в чем преимущества профессионалов по продаже бизнеса.
При работе с профессионалами есть один минус — комиссия. Однако его считают минусом те, кто не работает с профессионалами. Обычно привлекая специалистов в любой сфере, вы покупаете бОльшую ценность за меньшие деньги. Важно сосредоточить внимание на правильный подбор и дальнейшую работу с профессионалами.
Вы же не пытаетесь стричь или лечить себя сами? Поэтому и не пытайтесь продавать себя сами. Даже если это получится, знайте: специалисты сделают это более профессионально и безопасно.
Занимайтесь бизнесом, а не его продажей. Продажей займутся профессионалы.
Удачи в продаже бизнеса!