Отечественный рынок гостиничного бизнеса переживает не самые лучшие времена. Проблемами развития, которые озвучивают аналитики отрасли, считаются слабая вовлеченность в сферу профессионалов и ощутимый разбег с индустрией туризма. Основным катализатором поддержки гостиничного бизнеса в России остается размещение номерного фонда в зонах повышенной проходимости. За подтверждением таких данных далеко ходить не нужно. Согласно официальным данным, почти 70 процентов отрасли принимают на себя отели и гостиницы двух городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга.
Проблематика и катализаторы развития российского гостиничного бизнеса в инфографике:
Согласно официальным данным, Россия по общим показателям обеспеченности номерным фондом в расчете на душу населения продолжает отставать от европейских партнеров. Вместе с тем большинство предпринимателей сетует на низкий уровень клиентского спроса. Результатом низкого потребления становится резкое сокращение расходов на содержание гостиниц и, как следствие, ухудшение качества обслуживания.
Согласно прогнозам экспертов, соотношение оборота гостиничного рынка в ближайшие года будет ощутимо менять в сторону регионального потребления. Интерес со стороны инвесторов обусловливается привлекательностью крупных индустриальных городов, которые в состоянии принимать значимые конференции, этапы мероприятий мирового масштаба. Согласно анализу рынка гостиниц, проводимых рейтинговыми агентствами, региональный гостиничный бизнес имеет серьезный потенциал к привлечению деловой активности в условиях высокой конкуренции.
Большинство исследований, проводимых в отношении российского гостиничного бизнеса, опираются на показатели Москвы и Санкт-Петербурга. Анализ рынка хостелов Москвы позволяет сформировать реальные ключевые показатели, которые могут использоваться в качестве основы для принятия решений в среде девелоперов и потенциальных инвесторов. В помощь сектору услуг в 2010 году была запущена программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в российской федерации (2011 - 2018 годы). Уже сегодня можно оценить действительные результаты выполнения семилетнего плана:
Как видно из анализа рынка хостелов, в начале запуска программы целевого развития потенциал гостиничного бизнеса по размещению внутреннего потока туристов составлял 70 процентов от максимально возможного уровня. Что примечательно, именно на таком же уровне находится доля рынка городов федерального значения. В своих предположениях эксперты отмечают, что большего успеха удалось добиться именно в развитии гостиничного бизнеса регионального уровня.
Аналогичные темпы роста достигнуты в повышении потенциала приема иностранцев. А вот так удалось добиться увеличения квадратуры номерного фонда. На диаграмме отчетливо видно, что активный рост строительства пришелся на 2016-2018 годы, в период, предстоящий проведению чемпионата мира.
Наиболее активные темпы роста квадратуры номерного фонда произошел к чемпионату мира по футболу, что еще раз подтверждает зависимость отрасли от знаковых событий. Согласно опросам арендаторов, стоимость проживания в квартирах, находящихся в районе размещения принимающих стадионов, на летний период увеличивалась в десятки раз. Бывали случаи, когда постоянным арендаторам резко отказывали в размещении в пользу туристов из числа болельщиков.
Что касаемо Москвы и Санкт-Петербурга, то развитие средств размещения туристического потока является несколько ограниченным жилым фондом и объектами культурного значения. В регионах ситуация обстоит несколько иначе, поскольку потенциал строительства нового номерного фонда девелоперами остается.
Проводя анализ гостиничного рынка, стоит принимать во внимание один из таких показателей уровня спроса на гостиничные услуги как загрузка. Средний параметр по отрасли составляет не более 49 процентов. С внедрением программы целевого развития к 2018 году удалось повысить этот показатель не более чем на 5 процентов. Следует отметить, что гостиничный бизнес в России по статистике гораздо лучше развивается в регионах. Все объясняется опять же активностью градоначальников, которые сегодня делают упор на развитие туризма. С притоком новых посетителей регионов возрастает и потребность в номерном фонде.
Несмотря на то, что в целом по отрасли наблюдается недостаток номерного фонда среднего класса, девелоперы продолжают строить гостиницы классов 4-5. Следование тенденции связано с тем, что средний период окупаемости номерного фонда, а в особенности нового, составляет как минимум 10 лет. Тут прослеживается прямая зависимость, - чем выше класс гостиницы, тем быстрее инвестиции начнут возвращаться к капиталистам.
*Особое внимание в среде представителей отрасли приковано к сезонности бизнеса. Особенно чувствительным в этом отношении остается Санкт-Петербург, а более всего выигрывают более южные районы, где туристический поток может сохраняться на протяжении как минимум 5 месяцев.
Если спрос в индустрии со стороны потребителя в целом понятен, - наблюдается чувствительность у стоимости и качеству, то инвесторы еще более капризны. В ориентации на развитие гостиничного бизнеса капиталисты ориентируются на показатели рентабельности отрасли. Согласно исследованиям и статистике гостиничного рынка, доходность этой сферы услуг может достигать уровня ниши арендуемой недвижимости на нужды корпоративов (размещение офисов, складских помещений).
Для примера рентабельность по Москве, регионам и Европе:
Результаты изучения рентабельности явно показывают привлекательность гостиничной недвижимости для размещения не только проживающих, но и серьезных инвестиций. Это не удивительно, ведь Москва считается одним из самых дорогих городов в Европе.
В числе последних тенденций, дающих реальный толчок к поддержанию и развитию отрасли – строительство комплексов широкой функциональности. В числе направлений, которые будут охватывать такие центры, - создание средств размещения отдыхающих.
📊 Перспективы открытия гостиничного бизнеса в новом году читайте в обновленной статье - Анализ гостиничного рынка 2019