Если у Вас есть бизнес, то мой совет — начните готовить его к продаже уже сейчас. Почему? Вы никогда не знаете, какие обстоятельства могут вынудить продать его в будущем. Это могут быть нейтральные или положительные причины: смена вида деятельности, места жительства, смена приоритетов и т.д. Или отрицательные — резкая потребность в деньгах, несчастные случаи, разногласия внутри компании, усиление конкуренции на рынке и многое другое.
Какой бизнес точно будет стоить дороже и продастся быстрее, нежели его аналог? Объект, который:
Подготовленные к продаже бизнесы всегда будут стоить дороже, чем не подготовленные. Это утверждение касается любого другого продукта, не важно, продаете ли Вы машину, квартиру, телефон или бизнес. Чтобы быть готовым к продаже, читайте 4 главные правила.
Посмотрите, что продается из вашей сферы на рынке готового бизнеса. Определите свои основные преимущества и то, как Вы будете себя позиционировать.
Сделайте вывод, кто Ваш потенциальный покупатель. Есть два основных типа клиентов:
Вам нужно решить, кому подходит Ваш бизнес. Может быть, Вы решите не продавать его, а всего лишь найти соинвестора, который поможет развить бизнес благодаря дополнительным финансам, знаниям , доступам к сбыту и другим возможностям.
Если у Вас есть возможность найти соинвестора, лучше всего сходить на консультацию к профессиональному брокеру. Он расскажет, как нужно подготовить бизнес и на какую стоимость можно рассчитывать.
Ваша задача также понять:
Удостоверьтесь, что у вашего бизнеса есть все необходимые документы. Финансовая отчетность имеет прозрачный вид. Ваша любая отчетность подтверждается фактами. Это могут быть как прямые факты, так и косвенные. Должностные инструкции прописаны, и бизнес-процессы имеют структурированный вид. Задолженность перед бюджетными организациями погашена и т.д.
Не нужно «сжигать» всю свою документацию, подтверждающую деятельность копании в прошлом. Это точно не добавит ей стоимости.
Конечно, в российской действительности мы часто не видим даже и половины из перечисленных документов. Но чем больше у Вас будет документов, тем выше Ваши шансы на продажу по цене выше рынка.
Каждая сфера готового бизнеса имеет свою особенность в ценообразовании. В разных сферах могут использовать разные мультипликаторы и основы для этих мультипликаторов: прибыль, выручка, EBITDA и т.д.
Вам следует понять основные законы. Вы можете получить информацию из открытых источников, дополнительной литературы или на бесплатных консультациях бизнес-брокера. Это важно знать, чтобы заранее запланировать действия по увеличению цены своего бизнеса.
Ваш консультант по продаже или Вы самостоятельно должны подумать, о том как будет выглядеть «обертка» вашего бизнеса:
Именно благодаря продуманной маркетинговой стратегии Вы сможете привлечь максимальное количество потенциальных покупателей на первом этапе.
Конечно, есть большая вероятность того, что у Вас так и не возникнет необходимость в продаже бизнеса. Но есть хорошая новость — эти подготовительные процессы приведут к улучшению всех бизнес-процессов и в конечном итоге увеличат прибыльность Вашего бизнеса. Так было у большинства наших клиентов.