Собственник неработающего ресторана говорил мне: «Хочется получить за этот ресторан минимум 60 млн рублей, потому что я вложил в него 48 млн рублей. Плюс — время на открытие, нервы, арендная плата за время ремонта. И, конечно же, хочется выйти из этого проекта хоть с какой-то прибылью.... Ну, Вы меня понимаете?».
В ресторан было действительно вложено много: хорошие материалы, дорогая посуда, новейшее оборудование из Италии и многое другое. Все указывало на то, что уровень этого ресторана должен был быть выше среднего. Но расположение давало понять невооруженным взглядом, что инвестиции эти никогда не будут отбиты. Столовая не самого свежего вида, расположенная напротив, имела намного больше шансов на продажу, чем этот ресторан.
Конечно, это может громко звучать, что никого не интересуют ваши вложения в бизнес, но так и есть, если они не приносят прибыль. Инвестор, рассматривая объекты для вложения, считает, прежде всего, чистую прибыль, которую будет генерировать данный бизнес.
Если стены отделаны сусальным золотом — это еще не означает, что бизнес должен стоить дорого. Задайте себе вопрос, какой бизнес будет стоить дороже, если мы знаем что при всех равных (прибыль, расположение, потенциал и т.д.) в один было вложено 10 млн рублей, а во второй 30 млн рублей? Скорей всего разум Вам подсказывает, что эти два объекта будут стоить одинаково. И это единственно правильный ответ.
Предпринимателям, которые хвастаются тем, что они так много вложили в свой бизнес и именно этим обусловлено их ценообразование, можно только посочувствовать. Хочется посоветовать забрать с собой все это сусальное золото, которое вы использовании при открытии бизнеса. Сдирайте свой прекрасный ремонт, свою неадекватно дорогую CRM-систему и почти непосещаемый сайт, за который Вы заплатили дорогому интернет-агентству кругленькую сумму. Вложения в бизнес оцениваются только те, что реально влияют на его дальнейшую прибыль.
Проще говоря, любой вложенный рубль должен точно приносить больше, иначе он вложен неправильно и оплачивать его никто не захочет.
В теории оценки бизнеса существуют три подхода: сравнительный, доходный и затратный. Последний подход оценивается именно на расходах, вложенных в бизнес. Иногда покупатели основывают своё решение на оценке затрат при открытии аналогичного бизнеса. Сравнивают затраты на открытие с тем, что бы купить уже готовый бизнес.
Затратный подход больше всего подходит для бизнесов, которые не приносят прибыли на момент оценки. Но даже при таком подходе покупатели не будут оценивать «неадекватные и неуместные» затраты уже готового. Скорей всего они создадут свою смету строительства, убрав из неё все излишки. Таким образом, и этот подход не даёт шанса вернуть суммы, неправильно вложенные при открытии.
Иногда, неадекватными затратами могут стать нематериальные средства и даже силы собственника, вложенные в бизнес. Собственники пытаются увеличить стоимость бизнеса, рассказывая о своих бессонных ночах, о терпении и всех сложностях, с которыми им пришлось столкнуться за все время работы. Часто за этим прячется невозможность эффективно использовать все свои силы и время, невозможность правильно создать команду и достигать результата меньшими усилиями.
К примеру, самописная CRM-система, в которую были вложены месячные труды команды разработчиков, стоимостью несколько миллионов рублей может не оцениваться, если есть стандартное решение: CRM-система, доступная на открытом рынке. Ее использование даст такой же результат за меньшие деньги. В сравнении с другими решениями Вы должны выигрывать, а не просто гордиться, что придумали очередной велосипед.
Нововведения и ноу-хау должны оцениваться тогда, когда они приносят дополнительную ценность.
Вложения в бизнес — это инвестиции. Инвестиции, которые можно сравнить с другими инструментами преумножения денег. Постарайтесь разумно вкладывать свои деньги, вне зависимости от того с какой стороны Вы выступаете — со стороны покупателя или со стороны продавца.