Увеличение количества аптечных пунктов в России считается очевидным событием. На рынок активно выходит сетевой бизнес, который по объемам часто превосходит локальное предпринимательство. Благоприятную основу для развития фармацевтической индустрии, безусловно, обеспечивает государство. За ним не отстает и частный потребитель, забирая на себя свыше двух третей объема предложений.
Структура потребления медикаментов на 2017-2018 годы:
Проводя анализ рынка аптек, следует отметить реальный рост сектора аптечных пунктов. Зависимость прогресса фармацевтической индустрии лежит на поверхности. В России наступает перевод мощностей из бюджетных поликлиник в частные центры. Безусловно, качество корпоративных услуг заметно выше, но вот их стоимость неизбежно отвлекает потребителя на аптеки.
Согласно определению, под аптекой понимается профильная организация, деятельность которой контролируется (лицензируется) здравоохранением. В обязанности аптечных пунктов входит не только реализация медикаментов, но и их ранение и даже изготовление. Современные аптеки, особенно те, которые работают по франшизе, с коммерческой точки зрения являются точкой реализации. Превалирующее количество продукции, поступающее на такие розничные предприятия, выпускается на фармацевтических заводах.
Согласно данным, приводимым аналитическими агентствами (Alpha Research & Marketing), структура розничной фармацевтики распределилась следующим образом:
Для понимания ситуации следует рассматривать структуру ближайшего горизонта 2017-2018 годов со статистикой 2016 года.
Именно анализ сегментов рынка и потребителей аптеки очевидно показывает экспансию федеральных пунктов в регионы. Частному сектору и местным аптекам пока что удается оставаться на плаву. Из конкурентной борьбы очевидно выбывают региональные фармацевтические предприятия, уступая нишу федеральным сетям.
Учитывая ориентированность рынка на частное и корпоративное потребление, выдача предложений по объемам освоения находится на одном уровне за федеральными и местными сетями. Это по 28-29 процентов общего спроса. Остальную часть сектора поделили между собой региональные (18 процентов) и поровну частные предприятия с малыми локальными (по 12 процентов). Если на низшем уровне конкуренцию можно считать состоявшейся, то результат соперничества между федеральными и региональными сетями можно считать предрешенным.
Приводимая аналитическими агентствами структура охвата рынка не является универсальной. Если в общем по России наблюдается попытка укрупнения предприятий, то по регионам ситуация выглядит несколько иначе. Прорыв частных аптек в нише наблюдается В СевероКавказском регионе, за ним следует Дальневосточный. В самом конце рейтинга – Приволжский Федеральный округ с весьма скромными результатами 8 процентов сектора.
Как распределились предложения по регионам:
Рассматривая анализ сегментов рынка и потребителей аптеки таблицу напрашивается очередной вывод о том, что федеральные сети все больше простираются на рынок, перехватывая эстафету у регионального и частного бизнеса.
Наиболее из животрепещущих вопросов. Узнать более или менее точную картину предлагает аналитическая платформа PharmaDATA. Статистика по медикаментам собирается только с тех предприятий, которые изъявили желание участвовать в рейтинге. В сборе данных не участвуют крупные аптечные сети федерального значения.
В двадцатке самых продаваемых препаратов по объему купленных упаковок лидирует нафтизин. Следом идут цитрамон, ксилен и кеторол. Седьмое место по праву держится за активированным углем. Восьмое и девятое очевидно поддерживают пожилые потребители за счет корвалола и глицина. На тринадцатом месте противовоспалительное средство найз и противоаллергический супрастин. Замыкают рейтинг более дешевые аналоги активированного угля отечественных производителей и валидол.
Детализация наименований лекарственных средств, доступных для реализации потребителю, дает представление о структуре российских продаж. В свою очередь можно использовать и более крупную градацию. Так, согласно сведениям, все того же Alpha Research & Marketing, немалая часть оборота в России приходится на биологически активные добавки. Это более 22 процентов всего объема продаж. Лидером продаж остаются фармацевтические препараты. Остальной спрос потребителя приходится на прочие лекарства, это 4.3 процента. В отношении добавок нуждающихся привлекает стоимость препаратов, их комплексное действие и доступная цена.
На фоне процесса консолидации аптечных сетей, происходящего за счет выкупа более мелких конкурентов и органического развития гигантов рынка, проявляется совокупный оборот продаж. Лидером рынка остается ассоциация «АСНА», за ней следует франшиза «РИГЛА». Третье и четвертое места остается за «Эркафарм» и более известным брендом «Аптечная сеть 36.6». На шестом и седьмом местах расположились «Планета здоровья» и «Мелодия здоровья». Тридцатка аптечных брендов уже по итогам первого квартала 2018 года показывает, как минимум миллиардные обороты. За лидером региональных фармацевтов – «АСНА» в рейтинге продаж закрепилась цифра 38.4 миллиарда.
Реструктуризация отечественного рынка аптечных сетей только подтверждает конкурентную борьбу за потребителя. Построение эффективных стратегий топ-менеджментом федеральных учреждений фактически выбивает местные и региональные предприятия с рынка. Вместе с тем, это открывает новые горизонты для оптимизации сегмента и предложения потребителям наиболее доступной и качественной продукции фармацевтической отрасли.
📊 Узнайте что ждет аптечный бизнес в 2019 году - Анализ рынка аптек 2019