Внимание! В кейсе история предпринимателя, который счел покупку бизнеса очень простым процессом. Он отказался от помощи брокеров и подошел к покупке чересчур легкомысленно. Совершенные ошибки привели к скорому разорению и закрытию купленного бизнеса.
Изучите эту историю и используйте чужой негативный опыт, чтобы избежать собственных ошибок.
Предприниматель обратился к нам, чтобы найти бизнес в общепите под конкретные и ожидаемые цифры. В итоге самостоятельно нашел на Авито пиццерию в формате доставки. После этого отказался от наших услуг, сам вел переговоры с собственником и сделку.
Решение приобрести бизнес предприниматель принял на основании изучения неофициальных фин.отчетов, записей в тетрадях и excel. После покупки оказалось, что у пиццерии уже целый месяц не работал указанный на сайте телефон. А в конечном счете выяснилось, что клиентов и заявленной прибыли уже давно не было.
Покупатель обратился к нам повторно с просьбой представить его в суде. К сожалению, заключенный с покупателем договор не был составлен должным образом, поскольку его составлял знакомый продавцу агент по недвижимости. Поэтому перспектив развернуть сделку через суд и вернуть деньги не наблюдалось. Из договора следовало, что покупатель по цене бизнеса купил юридическое лицо, набор застывших активов, договоров, оборудования, трудовых отношений с персоналом. Но приобрел это все без самого главного, делающего бизнес готовым – без клиентов, приносящих прибыль.
Предприниматель, отдадим ему должное, попытался заново все восстанавливать. Частично ему это удалось, но перезапустить и спасти бизнес он не сумел. Пиццерия закрылась.
Покупатель не сделал самого простого и очень важного – не проверил бизнес своими силами:
Если бы он сделал хотя бы что-то из этого, то результат самостоятельной проверки насторожил бы его. Сделки в таком случае вероятнее всего не случилось бы.
Обычно так происходит из-за портрета покупателей малого бизнеса. Многие из них мечтают приобрести беспроблемный и простой в уходе банкомат, из которого раз в месяц можно вынимать деньги. Причем такой, в работе которого не потребуются разбираться и вникать в нее. Но малый бизнес не может быть пассивным доходом. Напротив, он требует еще большей работы и усилий от собственника чем средний или большой.
Как простыми словами объяснить роль нового собственника в будущем успехе покупаемого бизнеса? Купить бизнес – это как приобрести велосипед у соседа, который проезжал на нем за час 40 километров. Велосипед теперь ваш, но хватит ли у вас умений и сил проехать столько же за такое же время? Или – наоборот – вы покупаете у соседа велосипед, на котором он проезжал за час всего 5 километров, но вы натренированы и сможете показывать лучший результат.
Также важно, что в конкретной истории покупатель руководствовался только цифрами. Продавец, оказавшийся обманщиком, понял это и намеренно показывал покупателю фальсифицированную бухгалтерию.
Чаще всего для малого бизнеса неэффективно и дорого заказывать аудиторские проверки. Пощупать бизнес и понять, врет текущий собственник или нет, быстрее и проще самому. С помощью партизанских проверок. Сделать это можно, даже не обращаясь продавцу.
Например, в режиме инкогнито оформите какой-нибудь заказ. Посмотрите как бизнес отработает его. Если бизнес не справится с ним, разве может он быть отлаженным? Или, вероятно, этот бизнес рассыпается прямо сейчас, поэтому от его покупки лучше воздержаться? Проверьте это.
Партизанские проверки подходят практически для любой сферы и категории. Вот несколько примеров:
Также рекомендуем считать переменные и косвенные расходы. Зачастую они помогают понять, насколько можно верить цифрам продавца, если бухгалтерия велась неофициально. Например:
Нормальный брокер не позволит вам допустить ошибки, совершенные покупателем той пиццерии. Он не выпустит вас на сделку, если увидит вашу неготовность к ней.
Важно понимать, что брокер не решит все ваши проблемы. Брокер не проверит бизнес за вас. Но он однозначно подскажет, что нужно сделать в первую очередь. Призываем вас – используйте эти знания, чтобы делать все правильно!