Внимание! Кейс посвящен критичным ошибкам продавца, которые привели к потере своего бизнеса. ФИО предпринимателя изменены, поскольку он пожелал не разглашать их.
Изучите эту историю и используйте чужой негативный опыт, чтобы избежать собственных просчетов.
Решение о продаже ресторана предприниматель принял за полгода до окончания 5-летнего договора аренды помещения. Перед этим он получил согласие арендодателя на продление договора.
Ищите бизнес с высоким спросом на услуги? Обратите внимание на хостелы. Просмотрите предложения для Санкт-Петербурга
Вскоре нашелся покупатель. Он сходу отказался от предварительного договора:
«Я никому не доверяю, это Россия — здесь всех „кидают“, а мне потом бегать и выдергивать этот обеспечительный платеж», — заявил он и потребовал личной встречи с арендодателем.
Но вот загвоздка: арендодатель жил в Финляндии. Бизнес-брокер настоятельно рекомендовал организовать трехстороннюю встречу по факту заключения договора, но продавец от него отмахнулся, обвинив в попытке сорвать сделку.
Владелец помещения приехал, состоялись трехсторонние переговоры. Через 2 недели арендодатель позвонил бизнесмену и потребовал долю от продажи ресторана. В обмен он пообещал оставить прежние выгодные условия аренды для нового владельца и заключить с ним долгосрочный договор. Иначе — отказ от сделки.
Узнав о случившемся, арендодатель заявил о повышении арендной ставки и изменении других условий договора. Тогда владелец ресторана пошел на принцип и закрыл бизнес.
Через несколько месяцев на том же месте открылся новый ресторан. Его владельцем стало лицо, аффилированное с внезапно отказавшимся от сделки покупателем.
Мораль: если не уверен в партнере, надо получить от него максимум гарантий.
В первую очередь — заранее побеспокоиться о сохранении всех условий с арендодателем и не продавать бизнес в последние месяцы действия договора аренды.
Также следует заключить предварительный договор без обеспечительного платежа, но с некоторыми условиями:
То есть всегда есть возможность создать большой объем правовых препятствий для недобросовестного контрагента. Однако это все равно не защитит вас на 100%: если партнер имеет злые намерения, он может не исполнить взятые на себя обязательства по договору или попытаться найти пути их обхода.
Если продавец подойдет к сделке грамотно, а еще лучше — обратится за помощью к специалистам, то его интересы будут максимально защищены от действий недобросовестного контрагента.